Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
51, С. 571-579 опубликовано: 1 марта 2023г.


НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев
Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев

Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев

[Фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari] Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ). Основан монахами Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, эвакуированного с островов Валаамского архипелага на Ладожском оз. и получившего новое место пребывания в 1940 г. в коммуне Хейнявеси (маакунта (обл.) Этеля-Саво (Юж. Саво) в ляни (губернии) Итя-Суоми (Вост. Финляндия); ныне в маакунте Похйойс-Карьяла (Сев. Карелия)).

Н. м. расположен на полуострове, с западной и северной сторон окружен оз. Юоярви, с вост. стороны - заливом этого озера. Общая площадь принадлежащих мон-рю земель - 450 га (90% - лесные угодья), из к-рых 350 находятся непосредственно рядом с обителью (приобретены в 2 этапа в 1940: по 1-й купчей - 300, по 2-й - еще 50) и 100 га - в Похйойс-Карьяла.

История

С началом советско-фин. войны (1939-1940) советские самолеты 5 дек. 1939 г. начали бомбить Спасо-Преображенский Валаамский мужской мон-рь. В 1940 г. обитель, с 1917 г. находившаяся на территории независимой Финляндии, была вынуждена сменить местоположение.

Эвакуация монастырской братии (на 1939 - 205 чел.) проходила в 2 этапа: в дек. 1939 г. обитель покинули ее насельники, имеющие российское гражданство или нансеновские паспорта; после очередной бомбардировки мон-ря авиацией Балтийского флота РККФ ночью 4 февр. 1940 г. его во главе с игум. Харитоном (Дунаевым) покинули те из числа братии, кто имели гражданство Финляндии. Наиболее ценное имущество мон-ря было эвакуировано еще до начала войны (Kohonen. 1982. S. 276). Основные работы по эвакуации проходили в марте 1940 г. под рук. наместника мон-ря иером. Исаакия (Трофимова) и при участии военных священников фин. армии - валаамских иеромонахов Павла (Олмари-Гусева; впосл. архиепископ Карельский и всей Финляндии) и Петра (Йоухки), а также насельников обители монахов Иеракла (Майкевича) и Симфориана (Матвеева) и послушника инженера В. Н. Кудрявцева. По приказу главнокомандующего Оборонительными силами Финляндии фельдмаршала Маннергейма (маршал Финляндии с 1942) в распоряжение мон-ря были переданы грузовые автомобили; помощь при эвакуации также оказывала рота саперов фин. армии (Клементьев. 2017. С. 213). Монастырское имущество вывозили на грузовиках по проложенной по льду Ладожского оз. дороге, затем везли по железной дороге сначала в Суолахти (ныне в маакунте Кески-Суоми (Центр. Финляндия)) и, уже летом 1940 г.,- в Куопио (Kohonen. 1982. S. 280). Игум. Харитон писал, что у братии была возможность переселиться в США или др. страны, однако монахи решили остаться в Финляндии, где они «прожили почти всю жизнь и сделались ее гражданами» (Шевченко. 2012. С. 261-262).

12 марта 1940 г. был подписан мирный договор, по к-рому к СССР отошли Карельский перешеек с г. Выборгом, побережье Ладожского оз. и др. территории, в т. ч. в Финском зал. и в Баренцевом м., на которых находились мужские Валаамский и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и женский Свято-Троицкий Линтульский мон-ри. Большая часть населения этих территорий, в т. ч. 55 тыс. православных, переехали вглубь страны (Шевченко. 2012. С. 254-255).

Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г.
Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г.

Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г.

21 сент. 1941 г. Валаамский мон-рь, в к-ром были размещены советские школа юнг и военная база, заняли фин. войска. Валаамские монахи пытались возобновить монашескую жизнь на прежнем месте: 21-28 окт. игум. Харитон и неск. человек братии осматривали мон-рь; в 1942-1944 гг. присланная на о-в Валаам группа монахов совершала регулярные богослужения в храмах обители и вела хозяйственную деятельность.

Первым местом расселения эвакуированных насельников мон-ря стала коммуна Каннонкоски (ныне в маакунте Кески-Суоми). В июле того же года братия приобрела усадьбу Папинниеми, принадлежавшую лесоперерабатывающему концерну Saastamoinen Oy в коммуне Хейнявеси, куда эвакуированное имущество доставлялось на баржах (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 11). Выбор места для возобновления Валаамской обители был обусловлен наличием в купленном имении необходимых сельскохозяйственных угодий, позволявших обеспечить братию пропитанием, а также обретением иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских в главном здании усадьбы (Takala. 2011. S. 26). Поместье переименовали в «Новый Валаам» (Uusi Valamo). Данное название предложил геодезист, производивший обмер усадьбы перед ее покупкой мон-рем. Братия использовала это наименование в качестве географического обозначения местонахождения мон-ря, в т. ч. для корреспонденции, сохранив за обителью прежнее название - Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. Здания усадьбы были отремонтированы и частично перестроены, также был устроен корпус на 36 келий (Шевченко. 2012. С. 262; Клементьев. 2017. С. 233).

В Н. м. неукоснительно поддерживалась традиция ежедневной совместной молитвы. Первая Спасо-Преображенская ц. была устроена из 2 стоявших рядом амбаров (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 97-99). В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с о-ва Валаам: первоначально в трапезной церкви Валаамского мон-ря находились иконы из нижнего ряда иконостаса, иконы 2-го яруса - в праздничном ряду иконостаса главного храма, царские врата - в боковом приделе главного храма. В Н. м. совершался полный суточный круг богослужений по уставу храма преподобных Сергия и Германа Валаамских: утром, начиная с 3 ч., служили полунощницу, утреню, часы, литургию и молебен; вечером совершали 9-й час, вечерню и повечерие с 3 канонами (Иисусу Сладчайшему, Пресв. Богородице и Ангелу-хранителю), с акафистом и вечерним правилом (Pyrrö. 2000. S. 23).

Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг.
Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг.

Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг.

В июне 1944 г. в состав братии Н. м. перешли 6 насельников из эвакуированного Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт армии; в окт. 1944 в ходе боев во время проведения Петсамо-Киркенесской операции мон-рь был уничтожен) (Ortodoksinen kirkko Suomessa. 1979. S. 287).

Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг.
Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг.

Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг.

В 1941 г. к основной братии присоединились насельники Валаамского мон-ря, не принявшие переход в 1925 г. на новый календарный стиль и григорианскую пасхалию (Riikonen. 2007. S. 50). «Старостильники» и «новостильники», находясь в составе единой братии мон-ря и выполняя общие для всех послушания, совершали богослужения раздельно. В 1945 г., по окончании второй мировой войны, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, переведя обитель в каноническое послушание Московскому Патриархату (в адм. отношении Н. м. по-прежнему подчинялся Финляндской архиепископии) и вновь введя старый календарный стиль (Шевченко. 2011. С. 290-296). В 1947 г., после кончины схиигум. Харитона (Дунаева), настоятелем мон-ря был избран игум. Иероним (Григорьев; † 1952) (Takala. 2011. S. 134). После его кончины игуменом обители был избран Нестор (Киселенков; † 1967) (Ibidem), во время настоятельства к-рого в 1957 г. Н. м. вновь перешел в полное адм. и каноническое подчинение ФПЦ (Шевченко. 2011. С. 338). Семь членов братии из числа придерживавшихся до 1945 г. старого календарного стиля, получив соответствующее разрешение, ввиду опасений повторного перехода на новый стиль переехали в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (Там же. С. 339-340). Тем не менее руководство ФПЦ разрешило обители соблюдать старый календарный стиль (использовался до 1977) (Там же. С. 290-296).

Н. м. находился на полном самообеспечении, что требовало значительных усилий по поддержанию хозяйства приобретенного имения. Особенно это было трудно из-за постоянно сокращавшейся и неуклонно старевшей братии (Takala. 2011. S. 138-139). До 60-х гг. XX в. главным занятием монахов было земледелие, но постепенно основным источником доходов обители стало гостеприимство. Опустевшие со временем келейные корпуса перестраивали в гостевые дома для паломников и иных посетителей. Под 1-й из них - Белый гостевой дом (valkoinen vierasmaja; открыт в 1969) - был переоборудован корпус, в котором до этого жил схиигум. Иоанн (Алексеев; † 1958).

В 1967 г. иером. Симфориан (Матвеев) был избран наместником Н. м., глава ФПЦ архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) возвел его в сан игумена с вручением жезла. К нач. 70-х гг. XX в. в Н. м. из всей старовалаамской братии оставалось 4 насельника; игум. Симфориан (Матвеев) как единственный священнослужитель мон-ря совершал ежедневные богослужения (Ibid. 2011. S. 277).

Тем не менее именно 70-е гг. XX в. стали началом нового расцвета Н. м. В мон-рь стали приходить люди, появилась идея построить новый храм в честь Преображения Господня; при помощи благотворителей храм был возведен и освящен 5 июня 1977 г. В том же году в Н. м. решением архиеп. Павла был введен новый стиль, в качестве основного богослужебного языка при сохранении церковнославянского стали использовать финский (Pyrrö. 2000. S. 21). В 1979 г., за 2 года до своей кончины, игум. Симфориан передал руководство обителью представителю нового поколения монахов, игум. Пантелеимону (Сархо).

В нач. 70-х гг. XX в. в бывш. здании хлева был открыт ресторан «Трапеза». Каретный склад был перестроен под гостевой дом (ныне Красный гостевой дом, punainen vierasmaja). В 1983 г. была возведена монастырская гостиница, в 1984 г.- Культурный центр мон-ря, где разместились б-ка, конференц-зал и центр реставрации икон, в 1986 г. построено здание Службы гостеприимства, где находятся монастырский магазин, винная лавка и офисные помещения. В 1989 г. были возведены здание Валаамского народного уч-ща и гостиница при нем. В 2006 г. в здании Культурного центра были устроены новые выставочные площади, на к-рых разместился монастырский музей. В 1997 г., после избрания настоятеля мон-ря архим. Пантелеимона викарным епископом Йоэнсууским, настоятелем стал архим. Сергий (Раяполви).

Современное положение

В наст. время братию составляют 10 чел.: 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха, послушник. Н. м. принимает как паломников, так и туристов. Наибольшее количество посетителей прибывает летом, среди них большая часть - финны. Также Н. м. является важным центром правосл. образования, традиции и культуры в Финляндии. Просветительскую деятельность мон-рь осуществляет через издание духовной лит-ры (как оригинальной, так и переводной с др. языков) и образовательную деятельность Валаамского народного уч-ща, где преподают как штатные сотрудники уч-ща, так и приглашенные специалисты и члены братии.

Часть монастырских доходов формируется за счет продукции сельского хозяйства - ягодные плантации мон-ря поставляют сырье для изготовления вин и ликеров, производство к-рых началось с 1997 г. (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 148). Также на территории Н. м. выращивают сельскохозяйственные и лекарственные травы. В мон-ре продолжают сохраняться ремесленные традиции - функционируют деревообрабатывающая мастерская и свечной завод, продукция к-рого (свечи из натурального воска) используется обителью для собственных нужд.

Богослужение

До сер. 90-х гг. XX в. совершение литургии было ежедневным. С 1995 по 2015 г. по благословению архиеп. Карельского и всей Финляндии Иоанна (Ринне; 1987-2001) литургия совершалась 3 раза в неделю, а также по двунадесятым и великим праздникам (Pyrrö. 2000. S. 24). С 2015 г. братия постановила служить литургию 4 раза в неделю и по праздникам. В наст. время богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. В будние дни служба начинается в 6 ч. утра: читаются утренние молитвы, служится утреня; во вторник, в четверг и субботу - литургия; во время Великого поста совершаются полунощница и утреня. Вечером, с 18 ч., совершаются 9-й час, вечерня и вечернее правило, в к-рое входят некоторые элементы малого повечерия, а также Иисусова молитва, вычитываются помянник и вечерние молитвы. Во время Великого поста вместо вечернего правила совершается великое повечерие, по средам и пятницам - Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу и накануне праздников в 18 ч. служат всенощное бдение; в воскресные и праздничные дни с 9 ч.- часы и литургию (в некоторые праздники - с 7 ч.). Основной язык богослужения - финский; при необходимости также используют церковнославянский, шведский и английский языки.

Подвижники и старцы Н. м.

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в.
Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в.

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в.

Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество».

В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937).

Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

Схиигумен Иоанн (Алексеев, в миру Иван Алексеевич) - наиболее известный среди валаамских подвижников. Род. в 1873 г. в Тверской губ. в крестьянской семье, крещен с именем Иоанн. В 1901 г. поступил в Валаамский мон-рь, в 1906 г. зачислен послушником, в 1910 г. принял постриг с именем Иакинф. В 1921 г. его назначили настоятелем Трифонова Печенгского мон-ря. В течение неск. дней он был рукоположен во диакона и во иерея и возведен в сан игумена. Вместе с 2 недавно рукоположенными валаамскими иеромонахами совершил путь с Валаама до берега Сев. Ледовитого океана и руководил монастырем до 1932 г. Вернувшись на Валаам, 8 мая 1933 г. принял великую схиму с именем Иоанн, подвизался в Предтеченском скиту, где долгое время был единственным насельником. На зиму переезжал в главную монастырскую усадьбу. Был помощником духовника Валаамского мон-ря.

Схиигум. Иоанн вел обширную духовную переписку, сохранились его письма начиная с 30-х гг. XX в. (VLA. La 7-15). Впервые собрание его писем было издано на рус. языке при его жизни, в 1956 г., под названием «Письма Валаамского старца». Позже эту книгу перевели на финский, шведский, немецкий, английский, греческий и др. языки. Схиигум. Иоанн преставился 5 июня 1958 г. в своей келье.

Иеромонах Евлогий (Фёдоров) род. в Тверской губ. в крестьянской семье в 1876 г., крещен с именем Ефрем. В 1900 г. прибыл на Валаам, в 1911 г. принял постриг с именем Евлогий. Рукоположен во диакона в 1926 г., во иерея - уже на Новом Валааме в 1944 г. Имел красивый голос, его главным послушанием было клиросное пение. Служил в главном храме Валаамского мон-ря, в разных скитах, а также на подворьях мон-ря в С.-Петербурге и Москве. Кроме того, участвовал в общих сельскохозяйственных сезонных послушаниях. Преставился 7 мая 1969 г.

Архимандрит Симфориан (Матвеев, в миру Петр Никитич), род. в С.-Петербурге в 1892 г. Его отец был карелом и происходил из местности Иломантси, поэтому мальчик стал подданным Великого княжества Финляндского. Поступил в Валаамский мон-рь в 14 лет: совершая паломничество с матерью, упросил ее оставить его в мон-ре. Настоятель мон-ря игум. Пафнутий (Андреев) согласился, несмотря на юный возраст послушника. Мальчик трудился на разных послушаниях, был келейником следующего настоятеля мон-ря - игум. Маврикия (Баранова), сопровождал его на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Остался на Московском подворье Валаамского мон-ря и принял здесь постриг с именем Симфориан. В 1923 г. вернулся на Валаам. Выступал за сохранение старого стиля, вслед. чего его отправили в дальний Тихвинский скит на покаяние. Когда волнения в мон-ре улеглись, ему разрешили вернуться и поручили работать в канцелярии монастырского эконома. После переезда мон-ря мон. Симфориан стал благочинным Н. м. Его рукоположили во иерея в 1952 г. По смерти игум. Нестора (Киселенкова) в 1967 г. братия избрала иером. Симфориана наместником обители, архиеп. Павел возвел его в сан игумена. К тому времени братия обители численно настолько оскудела, что игум. Симфориан часто совершал богослужения в одиночестве или в присутствии 2-3 стариков-монахов. Ушел на покой в 1979 г. и был возведен в сан архимандрита; скончался 9 янв. 1981 г.

Об иеросхимонахе Михаиле (Питкевиче) см. в статье о нем.

Библиотека Н. м.

Располагается на 2 этажах Культурного центра, построенного в 1984 г. Фонд б-ки насчитывает более 50 тыс. ед. хр. (более 30 тыс.- книги фонда совр. лит-ры; ок. 20 тыс.- монастырский библиотечный фонд доэвакуационного времени). Часть книжного собрания составляют пожертвования церковных деятелей и частных лиц (напр., архиеп. Карельского и всей Финляндии Павла), а также книги, принадлежавшие почившим насельникам обители.

Старый книжный фонд, эвакуированный с о-ва Валаам, состоит как из печатных, так и из рукописных книг (в основном XVIII и XIX вв.), многие из к-рых (напр., «Житие Александра Свирского, преподобного» 1817 г.) иллюстрированы вручную. Самая старинная книга - Часовник (Часослов) 1635 г. Часть этого фонда Н. м. в 1959 г. передал на хранение в Хельсинкский ун-т (книгохранилище в Ураярви, ныне Национальная б-ка Финляндии); в 90-х гг. XX в., после постройки и оборудования монастырского книгохранилища, книги были возвращены обители. Ряд старопечатных и рукописных книг монастырского собрания был передан Православному музею «Риза» (Куопио). Новый фонд б-ки располагает книгами более чем на 60 языках, основу составляет литература на финском, шведском, русском и английском языках.

Архив Н. м.

(Valamon luostarin arkisto) располагает собственным оборудованным помещением для хранения фонда документов. Его основу составляет монастырский архив, эвакуированный с о-ва Валаам. Помимо документов монастырского делопроизводства кон. XVIII - нач. XXI в. в архиве собраны личные архивы нек-рых насельников обители (письма схиигум. Иоанна (Алексеева), личный архив митр. Пантелеимона (Сархо) и др.) и частных лиц (кн. А. В. Оболенского, адресатов переписки схиигум. Иоанна и др.); подлинники и копии планов и чертежей храмов и проч. зданий как монастырского комплекса и скитов на островах Валаамского архипелага, так и Н. м.; братские списки по годам; описи монастырского имущества и фондов б-ки; документы финансовой и бухгалтерской отчетности. Наибольшую духовную ценность представляют подлинники неск. писем прп. Германа Аляскинского и переписка игум. Валаамского мон-ря Дамаскина (Кононова) со свт. Игнатием (Брянчаниновым).

Святыни

Большая часть древних икон Спасо-Преображенского храма относится к XVIII-XIX вв. (иконы более раннего периода в монастыре практически отсутствуют, т. к. были потеряны во время пожаров в XVIII в.). Иконы нижнего яруса и царские врата иконостаса принадлежали иконостасу главного храма старого Валаамского мон-ря, построенного в кон. XVIII в. Серебряные оклады, к-рые украшают иконы, относятся к нач. XIX в. В местном ряду находятся иконы «Успение Пресв. Богородицы», «Богоматерь с Младенцем на троне» (в левой части иконостаса); на царских вратах в 3 яруса помещены икона «Благовещение Пресв. Богородицы» и попарно иконы 4 евангелистов; икона «Спаситель на троне» (в правой части иконостаса).

Интерьер ц. Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенской)
Интерьер ц. Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенской)

Интерьер ц. Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенской)

Перед иконостасом слева расположена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских и чудотворная Валаамская икона Божией Матери (в икону чуть ниже стоп Богоматери вставлена капсула с частицей Ее ризы), написанная в 1878 г. иконописцем Алексеем Константиновым (впосл. иером. Алипий). На аналое рядом с Валаамской иконой находится чудотворная икона Божией Матери «Сладкое Лобзание», принадлежавшая прп. Антипе Валаамскому, представляющая собой список иконы, хранящейся в афонском Филофея преподобного монастыре, предположительно созданный в кон. XVIII в. Прп. Антипа Валаамский принес ее с собой на Валаам в сер. XIX в. На Валааме делались записи о чудесах, исходивших от этого образа. Напротив нее (справа от иконостаса) находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных. Рядом в позолоченной раме - чудотворная Коневская икона Божией Матери, наиболее древний иконописный образ в ФПЦ и самая чтимая ее святыня. По преданию, основатель Коневского мон-ря прп. Арсений Коневский принес ее с Афона в XIV в. Икона 2-сторонняя, на оборотной стороне написан образ Спаса Нерукотворного работы русских иконописцев XVI в. Серебряная чаша под иконой содержит частицу ризы Пресв. Богородицы. За ней находится икона прп. Арсения Коневского в серебряной ризе (к нимбу прп. Арсения на шелковой ленте подвешен крест-мощевик с частицей его мощей).

На стене верхнего клироса, расположенного над главным входом, размещены иконы, созданные на рубеже XVIII и XIX вв. (очевидно, праздничный ряд иконостаса кафоликона ладожского Валаамского мон-ря; слева направо): «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Воздвижение Креста Господня», «Покров Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и 2-частная икона «Распятие Господне и Снятие с Креста». На верхнем клиросе находится чтимая икона прп. Марона Пустынника. Слева, у входа в зимний храм преподобных Сергия и Германа,- большое «Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом» московской работы кон. XIX в., со вставленной чуть ниже ног Спасителя капсулой с частицей Креста Господня, подаренной Валаамской обители наместником Иерусалимского Патриаршего престола в 1846 г. Рядом, над входом в зимний храм, расположены Арабская икона Божией Матери и старинная икона «Спас Нерукотворный» из Деисуса (очевидно, также из иконостаса кафоликона ладожского Валаамского мон-ря). Аналогичные по стилистике иконы св. Иоанна Предтечи и Пресв. Богородицы написаны фин. иконописцем япон. происхождения П. И. Сасаки (1939-1999) в 70-х гг. XX в.

Большое 3-ярусное бронзовое паникадило весом 800 кг работы фабрики товарищества «П. И. Оловянишников и сыновья» первоначально находилось в главном храме Валаамского мон-ря. Оно было освящено в 1896 г. и приспособлено под электрическое освещение перед подвешиванием в Спасо-Преображенском храме Н. м. в 1976 г. Паникадило в передней части храма до эвакуации находилось в 1-м каменном храме старого Валаамского мон-ря, построенном в кон. XVIII в. при игум. прп. Назарии. Напольные часы сер. XIX в. московской работы рядом с входом в храм до 1940 г. стояли в алтаре нижнего храма главной церкви Валаамского мон-ря.

На навершиях столбов царских врат храма преподобных Сергия и Германа Валаамских рядом с новонаписанной иконой Божией Матери «Знамение» помещена икона Спасителя (XVIII в.), происходящая из крепостной церкви Кексгольма (ныне Приозёрск Ленинградской обл., Россия). Слева от царских врат находится Владимирская икона Божией Матери (XVIII в.). Иконы 2-го яруса иконостаса относятся к XVIII-XIX вв. (слева направо): «Видение прп. Сергия Радонежского», «Соловецкий Деисус» (Спасителю предстоят преподобные Зосима и Савватий Соловецкие), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Смоленская икона Божией Матери, иконы ап. Иоанна Богослова, прп. Александра Свирского и «Успение Пресв. Богородицы». На сев. стене, рядом с аварийным выходом - икона Пресв. Богородицы «Знамение» (Новгородская). Она была создана в XVII в. и представляет собой список оригинальной иконы, выполненный с соблюдением размеров первообраза. Ее украшает серебряная позолоченная риза (кон. XVIII в.) с маленькими финифтевыми медальонами апостолов и пророков. Др. иконы на сев. стене: «Спас Нерукотворный», двунадесятые праздники и образ «Семь страстей Пресв. Богородицы» (один из 2 существующих в мире). На юж. стене помещена икона свт. Николая с житийными клеймами работы палехских иконописцев XVIII в.

Большие иконы местного ряда храма Всех святых, на Валааме просиявших, происходят из трапезного храма старого Валаамского мон-ря. Они были написаны Алексеем Константиновым (позже иером. Алипий) в 70-х гг. XIX в. Царские врата ранее находились в иконостасе придела верхнего храма главной монастырской церкви старого Валаамского мон-ря. На вратах, каждая створка к-рых представляет единую живописную поверхность, составляющую композицию со столбами, изображены «Благовещение Пресв. Богородицы» и 4 евангелиста. Справа от царских врат находятся иконы «Воскресение Христово», «Арх. Михаил», «Преображение Господне» и «Апостолы Петр и Павел»; слева - «Успение Пресв. Богородицы», «Арх. Гавриил», «Св. Иоанн Предтеча», «Свт. Николай», «Преподобные Сергий и Герман Валаамские».

Перед иконостасом слева в киоте помещен список Коневской иконы Божией Матери работы иером. Алипия. Икона украшена серебряной ризой. На аналогичном месте справа - список Валаамской иконы Божией Матери (нач. 10-х гг. XX в.) из иконостаса храма Смоленского скита старого Валаамского мон-ря. Большие иконы на стенах храма происходят из иконостаса верхнего храма главной монастырской церкви Валаамского мон-ря. На юж. стене помещены иконы «Спас Вседержитель», «Святая Троица», «Преподобные Сергий и Герман Валаамские», «Св. Иоанн Предтеча», «Свт. Николай Чудотворец», «Блгв. кн. Александр Невский». На сев. стене - «Богородица на троне», «Сошествие Св. Духа», «Апостолы Петр и Павел», «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», «Преподобные Александр Свирский и Арсений Коневский». На зап. стене находятся картины кисти А. Константинова, написанные им в С.-Петербургской АХ: «Иисус исцеляет десять прокаженных» (из монастырской больницы) и «Иисус призывает мытаря Закхея» (из иконописной мастерской).

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль составляют 3 храма: кафоликон мон-ря - Спасо-Преображенский собор (также - Новый храм; 1975-1977), ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских (зимняя, в здании главного храма, сев. придел), храм Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский, именуемый также старым храмом (vanha kirkko, 1940)); 3 часовни: кладбищенская во имя прп. Германа (Зырянова) Аляскинского (1981), свт. Николая Чудотворца на монастырской пристани (1987), в честь Рождества св. Иоанна Предтечи у могилы схиигум. Иоанна (Алексеева) (2005); 2 звонницы - одна является конструктивной частью кафоликона; 2-я находится рядом со Старым храмом и используется при совершении в нем богослужений. С юж. стороны мон-ря в конце еловой аллеи в 2017 г. было начато строительство врат и деревянной ограды (освящение ожидается в кон. лета 2018). В будущем планируется замена деревянной ограды кирпичной.

Постройка нового Спасо-Преображенского храма была приурочена к празднованию 800-летия Православия в Финляндии. Проект храма был выполнен фин. архитектором рус. происхождения И. Н. Кудрявцевым (1904-1995), высланным из Ленинграда в 1938 г. Храм был построен на средства попечителей и при поддержке фин. правительства. Освящение состоялось 5 июня 1977 г., его совершил архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) в сослужении еп. Ладожского Марка (Шавыкина), еп. Питтсбургского и Западновиргинского Феодосия (Лазора), священнослужителей ФПЦ, настоятеля обители игум. Симфориана и казначея иеродиак. Германа (Левинена). За основу проекта храма архитектор взял образцы храмовой архитектуры Сев.-Зап. Руси - Псковской и Новгородской земель. Четырнадцать колоколов храмовой звонницы были привезены братией с о-ва Валаам в 1940 г.

Иконы на дверях главного входа в храм выполнены методом ртутного золочения. Мозаика над главным входом - «Преображение Господне» - создана И. Коллиандер в 1983 г. Собор также украшает расположенная на внешней стене сев. придела и обращенная на центральную монастырскую площадь мозаичная икона «Преподобные Сергий и Герман Валаамские», выполненная Ю. А. Митрошиным в 1991 г. Иконостас был обновлен в 2010 г. в неорус. стиле, популярном в кон. XIX в. Проект был составлен директором иконописной мастерской Александро-Невской лавры Д. Г. Мироненко. Декоративное оформление иконостаса вдохновлено убранством иконостасов храмов ладожского Валаамского мон-ря. Изготовлен в Курской обл., в качестве материала использованы тонированные и лакированные дуб и липа. Иконы праздничного ряда (13), Деисус (содержит икону «Христос Первосвященник», у ног Которого изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, а также образы Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи) и иконы архангелов Михаила и Гавриила на диаконских вратах выполнены с.-петербургскими иконописцами Мироненко, А. В. Пономарёвым, М. Бубновой и М. Табаковой. Неск. образов для местного ряда иконостаса написал Сасаки: иконы апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, малые овальные иконы арх. Михаила, преподобных Сергия Валаамского и Арсения Коневского (в левой части иконостаса); малые овальные иконы арх. Гавриила и преподобных Германа Валаамского и Александра Свирского, храмовая икона «Преображение Господне» (изображение соответствует имеющейся в монастыре иконной ризе XIX в., ныне украшающей данный образ) (в правой части).

Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских освящен 11 сент. 1977 г., в день перенесения мощей преподобных из Новгорода на Валаам. Он находится в сев. приделе главного храма, вход возможен через главный храм. Внутреннее убранство выдержано в стиле рус. церковной архитектуры XVI-XVII вв. Главная особенность - закрытый иконостас, спланированный и расписанный насельником Н. м. иером. Арсением (Хейккиненом; ныне епископ Йоэнсууский, исполняющий обязанности митрополита Куопиоского и Карельского). Деревянные конструкции иконостаса и иконы украшены орнаментами в визант. стиле. В иконостасе собраны как старые, так и новые иконы, написанные рус. мастерами, послушником псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря Димитрием Михайловым и его братом Романом. Фреска Деисус, расположенная над иконостасом, создана архим. Зиноном (Теодором) и завершена иером. Арсением. Под царскими вратами расположены иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Авторы литургий изображены на столбах рядом с царскими вратами: слева - свт. Иоанн Златоуст (вверху) и свт. Василий Великий (внизу), справа свт. Григорий Богослов (вверху) и ап. Иаков, брат Господень (внизу). Над вратами - «Причащение апостолов». Диаконская дверь одна, на ней изображен св. Иоанн Предтеча. На юж. стене находится рельефный резной Голгофский крест, созданный по образцу рус. резных крестов XIV в. и крестов, выполненных в т. ч. в романском стиле. Резьба по дереву выполнена архит. С. Сиитоненом, иконописная часть - иером. Арсением. У зап. стены размещены выносные иконы для крестного хода работы совр. фин. художницы Т. Муртола. На одной из них на лицевой стороне - Владимирская икона Божией Матери, на обороте - «Спас Нерукотворный»; на другой - «Прмц. Параскева» на лицевой стороне, на обороте - «Свт. Николай Чудотворец».

Храм Всех святых, на Валааме просиявших, до 1977 г. был главным храмом Н. м. Освящен 6 дек. 1940 г. в честь Преображения Господня и во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. Переосвящен во имя Всех святых, на Валааме просиявших, архиеп. Карельским и всей Финляндии Львом (Макконеном) 28 июня 2010 г. Скромный деревянный храм был построен летом 1940 г. путем соединения в одно здание 2 стоявших рядом амбаров. Первоначально предполагалось, что храм будет временным, т. к. братия по-прежнему надеялась на скорое возвращение на о-в Валаам, однако храм прослужил в качестве кафоликона Н. м. почти 40 лет. Внутренним убранством храма занимался послушник В. Н. Кудрявцев, чей брат Иван впосл. спроектировал современный главный храм мон-ря. Большая часть икон и утвари принадлежит ладожскому Валаамскому мон-рю. Фанерный каркас 2-ярусного иконостаса был украшен последним начальником монастырской иконописной мастерской иеродиак. Досифеем (Смирновым).

Старый храм первоначально использовался также в качестве братской трапезной. В зап. стене сохранилось раздаточное окно, через которое из устроенной за стеной кухни подавали пищу. Столы, стоявшие в храме, убирали перед богослужением. В боковом тамбуре у юж. стены, к-рый первоначально использовался в качестве раздаточной, была как музейная экспозиция смоделирована монашеская келья, какой она была в 50-х гг. XX в. В то время жилые помещения в мон-ре были очень тесными и не имели удобств, они были предназначены для уединенной молитвы, чтения и отдыха. Под красным углом стоит аналой, на к-ром лежат молитвенник и четки. Над входом в келью висит картина, изображающая ладожский Валаамский монастырь, осененный молитвенным заступничеством преподобных Сергия и Германа, написанная в нач. XX в. На ней изображены: главная монастырская усадьба, гостиница на 200 чел., пароход «Сергий», который совершал регулярные рейсы между мон-рем и С.-Петербургом.

Богослужения совершаются только летом, зимой церковь не отапливается; тем не менее благодаря сравнительно медленному изменению влажности и температуры в храме иконы хорошо переносят холодное время года (в ладожском Валаамском мон-ре нек-рые иконы также находились в неотапливаемых летних храмах). Богослужения совершаются по субботам с середины июня до праздника Успения Пресв. Богородицы (а также в последнее воскресенье июля - престольный праздник храма): накануне, в пятницу, служат 9-й час, вечерню и вечернее правило, в субботу - утреню и литургию; по субботам и воскресеньям днем проходит молебен.

Часовня преподобного Германа Аляскинского находится в березовой роще, на расстоянии 1 км от Н. м., в сев. части монастырского кладбища. Часовня была построена столярами П. Коуса и П. Копоненом, в качестве строительного материала использовали бревна старой риги из соседней деревни; они оказались ненадлежащего качества, поэтому часовня была покрыта досками изнутри и снаружи. Строительные работы закончили в 1981 г., часовню освятил 24 мая еп. Йоэнсууский Алексий (Рантала). На вост. стене находятся иконы кисти фин. художницы М. Мякинен (слева направо): «Свт. Тихон Задонский», «Снятие с Креста», Деисус, «Вознесение Господне» и «Прп. Герман Аляскинский». Снаружи вост. стену украшает рельефный резной крест из лиственницы работы Ю. Поута (нач. 90-х гг. XX в.). В престольный праздник (9 авг.) в часовне совершаются водосвятие и литургия.

На кладбище помимо валаамской братии покоятся подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского мон-рей. Среди них - схиигум. Харитон (Дунаев), иеросхим. Ефрем (Хробостов), схиигум. Иоанн (Алексеев), архим. Симфориан (Матвеев) и др., а также архиеп. Павел (Олмари-Гусев; † 1988) и еп. Ладожский Марк (Шавыкин; † 1989).

Часовня святителя Николая Чудотворца находится на монастырской пристани. Она была построена по образцу и в память о Никольской часовне, находившейся на о-ве Мантсинсаари Салминского погоста в Приладожской Карелии (по месту своего нахождения на земле семьи Сидоровых она именовалась Сийтарской часовней), воздвигнутой в память чудесного избавления нескольких жителей о-ва Мантсинсаари от бури на Ладоге. Строительные работы были выполнены Н. Йокиниеми (1929-2009) из Салми (местности, где находилась оригинальная часовня), материалом послужили бревна житницы усадьбы Папинниеми. 6 авг. 1987 г. часовню освятил архиеп. Павел. Часовня украшена резьбой по дереву. Иконы на средства карельских об-в написала М. Мякинен («Спас Вседержитель», Валаамская икона Божией Матери, «Свт. Николай Чудотворец»). В часовне имеются также икона «Преображение Господне» и образ преподобных Сергия и Германа Валаамских, а также 2 старинные иконы, подаренные жителями Салминского погоста,- «Спас Вседержитель» (украшена ризой) и «Свт. Николай». Летом часовня открыта для посещения ежедневно. В престольный праздник (9 мая) там совершается малое освящение воды.

Часовня Рождества святого Иоанна Предтечи находится на юж. стороне кладбища, рядом с окружающей его каменной оградой и поблизости от могилы старца схиигум. Иоанна, в честь небесного покровителя к-рого и была освящена. Здание по плану архит. С. Сиитонена из Хельсинки выстроили столяры П. Пийрайнен и Х. Хокка летом 2005 г. Основную часть работ финансировало Об-во друзей Валаамского мон-ря (Valamon ystavat ry). Крест на крыше позолочен мастером по золочению Р. Снеллманом. В качестве образца была взята Владимирская часовня ладожского Валаамского мон-ря, к-рая была расположена рядом с дорогой, ведущей от главной усадьбы к Всехсвятскому скиту, недалеко от каменного моста. Цветовое решение соответствует архитектуре в стиле классицизма. Три иконы на вост. стене (слева направо: Казанская икона Божией Матери, «Спас Нерукотворный» и «Св. Иоанн Предтеча») были написаны и подарены мон-рю еп. Йоэнсууским Арсением, который освятил часовню 24 июня 2006 г. Икону «Рождество св. Иоанна Предтечи» написал Сиитонен в дар мон-рю. В престольный праздник (24 июня) совершаются крестный ход из главного храма к часовне, освящение воды и панихида на могиле схиигум. Иоанна.

Другие постройки. Братская трапезная была устроена в бывш. хлеву мон-ря в 1992 г. по проекту Сиитонена, окна из слюды выполнены по проекту худож. В. Ф. Татаренко, стены расписаны архим. Зиноном (Теодором), изображены преподобные Карельские просветители.

Культурный центр построен в 1984 г., в нем находятся монастырская б-ка, архивохранилище, музей, ризница, конференц-зал и центр реставрации икон и произведений искусства. В 2006 г. здание было расширено.

Двухэтажное здание Валаамского народного уч-ща возведено в 1989 г. рядом с Преображенским собором, в нем находятся оборудованные учебные классы и офисные помещения для сотрудников. Также в 1989 г. построена 3-этажная гостиница для учащихся. Помимо нее на территории Н. м. возведены еще 2 гостиницы для паломников и туристов. Бывшие келейные корпуса перестроены в гостевые дома (два Белых и Красный) для паломников и трудников.

На территории Н. м. находятся винодельня (в 1997 запущено производство ягодных вин и ликеров, в 2015 - виски из ячменного солода) и свечной завод.

Ист.: Нестор (Киселенков), игум. В иных пределах / Сост., предисл.: Н. Корнилова // Север. 1991. № 9. С. 118-126; Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма о духовной жизни / Сост.: В. Дегтярёв. М., 2007. Серг. П., 20142; Харитон (Дунаев), игум. Неопубликованные страницы дневника игум. Харитона / Сост.: Т. И. Шевченко // АиО. М., 2009. № 3. С. 279-288; Клементьев А. К. Материалы к истории Спасо-Преображенского мон-ря на о-ве Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской республике в 1939-1944 гг. // Вестн. Екат. ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 202-372.
Лит.: Ortodoksinen kirkko Suomessa / Toim. Isä Ambrosius, M. Haapio. Lieto, 1979; Kohonen N. Valamo ja sen sanoma. Helsinki, 1982; Panteleimon (Sarho), igum. Isä Johannes: Valamon vanhuksen skeemaigumeni Johanneksen (1874-1958) elämäkerta. Heinävesi, 1985; Тиркельтауб С. В., Степанов В. Н. Против Финляндии: Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 гг. СПб., 2000; Arseni (Heikkinen), arkim. Tuokiokuvia Valamosta. Heinävesi, 2000; Pyrrö R. Veisatkaa Jumalalle, veisatkaa: Kirkkolaulu Valamon luostarissa Suomen itsenäisyyden aikana. Joensuun, 2000; Riikonen J. Kirkko politiikan syleilyssä. Joensuun, 2007; Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: Финляндский период // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 2/3(28). С. 76-101; она же. Игум. Харитон: Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. М., 2011; она же. Валаамский мон-рь и становление Финляндской Православной Церкви, 1917-1957. М., 2012; Takala E. Evakkomunkit Heinävedellä: Uuden Valamon arkea, 1940-1973. Heinävesi, 2011; Сокровища Валаамского мон-ря / Сост.: архим. Сергий (Райаполви). Валаамский мон-рь, 2013; Pyhiinvaeltajan Valamo: rukousten ja työn luostari. Heinävesi, 2013; Силуан (Никитин), иером. История Финляндской Православной Церкви в 1957-1988 гг.: Дис. / МДА. Серг. П., 2017.
Иером. Михаил (Нуммела), иеродиак. Иаков (Жуков)
Ключевые слова:
Библиотеки монастырские Архивы монастырские Нововалаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Финляндия) Святыни зарубежных монастырей Монастыри Финляндской Православной Церкви
См.также:
ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон
ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)
ДОХИАР муж. общежительный мон-рь на Афоне, посвященный св. архангелам Михаилу и Гавриилу
НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (Тверской епархии Тверской митрополи)
НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина)
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат)
НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Нямц; также: Нямецкая лавра; Великая Нямецкая лавра] Румынской Православной Церкви (РумПЦ)
ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ в честь Преображения Господня общежительный мужской на Св. Горе Афон
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Псковской и Порховской епархии)
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)